Золотое обрамление картины

Искусство золочения рам

С развитием светской живописи утратилось особое значение золотого обрамления картины, однако осталась потребность особенно торжественного и любовного ее оформления — и искусство золочения рам не только не исчезло, но и продолжало развиваться и совершенствоваться.

Принципиально процесс золочения рамы не отличается от покрытия сусальным золотом ровной поверхности, однако имеет свою специфику и секреты. Ясно, что рельефная поверхность требует особенного к себе подхода, особой тонкости работы и мастерства.

До середины XIX века сами рамы вырезались из дерева, сусальное золото наносилось поверх грунтовки. В то время и до наших дней золотом, как правило, покрывается затвердевшая и отлитая в форме масса, наклеенная на деревянное основание. Нанесение сусального золота на поверхность рельефа — древняя и принципиально не меняющаяся техника, передающаяся из поколения в поколение и требующая столько же умения, сколько и терпения: прежде чем приступить непосредственно к наклейке золотых листков, нужно последовательно проделать более пятнадцати предварительных операций по подготовке поверхности. Именно качество подготовки поверхности определяет плотность прилегания листков сусального золота. Для нанесения золота листок помещается на специальную подушечку, разглаживается и разрезается на маленькие квадратики, затем с помощью плоской беличьей кисти, предварительно намагниченной, переносится на смоченный специальным раствором грунт, покрывающий рельеф. После полного высыхания поверхность полируют. В старину для полировки использовали перстень с агатом, сейчас — агатовое лощило.

Тонирование багета с объемным сложным рельефом

В зависимости от глубины рельефа рамы, степени объемности и сложности её формы мастер может так или иначе «играть» золотой поверхностью. С помощью тонирования, придав ей блеск или, наоборот, сделав поверхность матовой в определенных фрагментах, позолотчик может «регулировать» светотеневую моделировку. При одних и тех же исходных материалах вариантов декорирования поверхности может быть бесконечно много — все зависит от уровня квалификации мастера, его опыта и художественного вкуса.